metal gear ground zeroes

Убить в себе фаната — очень важный процесс для понимания, почему вашу игру, фильм или футбольную команду, не особенно любят другие люди. Ну то есть конечно, можно жить в мире, где все другие люди, не принимающие твою точку зрения — просто напросто мудаки, но это как жить с розовыми очками на лице, где все любят друг друга, альтернативных мнений не существует, жизнь прекрасна и удивительна, а тепловой смерти вселенной не будет никогда.

Для игровой критики единственный способ хоть как-то сохранить свою точку зрения в потоке фанатского «ОБОЖЕМОЙДЕСЯТЬИЗДЕСЯТИ» это писать по-возможности, объективно. Ну то есть «да, баттлфилд4 конечно офигенен, но за то сколько в нём глюков и багов, в EA нужно отправить расстрельную команду». То есть пытаться хоть как-то описать возможные проблемы людям, которые совершенно не фанаты игры. Поэтому лично мне писать про MGSV:GZ тяжело, я фанат металгира, перепроходил все части несколько десятков раз, специально купил PS3 для эксклюзивной MGS4, но вот выходит пролог пятой части и игра… не особо хорошая.

Разберёмся. В 2000-м году гейм-дизайнер Хидео Кодзима и компания Konami представляют Metal Gear Solid 2 — игру для новой на тот момент консоли Playstation 2. Главный герой игры, Солид Снейк включает оптический стелс-камуфляж, прыгает с моста над рекой Гудзон и приземляется на проходящем под мостом танкере. Графически игра выглядит просто потрясающе — такого на PS2 еще не было. Идёт дождь, капли отскакивают от прорезиненного плаща Снейка, детализация на лицах персонажей наконец-то позволяет показывать эмоции, волны на реке словно живые, появившиеся вскоре солдаты полковника ГРУ Сергея Горлюковича демонстрируют новый искусственный интеллект противников, которым Konami очень гордятся — солдаты действуют в группах, замечают тень Снейка и следы от мокрых ног, реагируют на шумы, измнение обстановки и даже запахи (!), короче говоря в том далёком 2000-м мы верили что вторая часть приключений Солида Снейка будет революционным прорывом в серии. Тем более что ничего кроме танкера нам не показывали.

mgs2

В итоге, когда игра через 2 года всё-таки вышла, выяснилось, что Кодзима всё это время, нет, не троллил — тогда такого слова еще не было, а просто активно стебался над общественностью, потому как глава про приключения Снейка на танкере — это первые сорок минут игры. Больше за Снейка поиграть не удастся, главный герой второй части — новичок Райден. В те далёкие времена он еще не был кибернетическим ниндзя и ничего не знал про zandatsu, усиления и ингибиторы боли, поэтому вся вторая часть игры, где он главный герой, вместо Снейка, выглядит так, как будто бы нам подсунули фанфик на тему «а что если», чем полноценный MGS. Сходство еще и в том, что согласно части сюжета, MGS2 это симуляция событий MGS1, а значит будут почти такие же ситуации, почти такие же боссы, почти такие же разговоры по кодеку, почти такие же события в игре.

Прошло двенадцать лет и Konami в лице Кодзимы снова троллит общественность, потому что Ground Zeroes это как тот самый эпизод с танкером. При желании сюжетную часть игры можно пройти за 5 минут (вот тут, журналисты Еврогеймера, не особо напрягаясь, прошли её за десять). У меня прохождение с открытиями всех возможностей и моим тупаком заняло один час сорок минут. И эти два часа не были особо хорошими. Просто на сей раз, «эпизод про танкер» продается отдельно от основной игры MGSV: Phantom Pain, стоит существенно дешевле обычных 2500 (899 рублей в PSN), но при этом расставляет акценты на том, каким теперь будет Метал Гир.

А будет он довольно бредовым. Кодзима ловко всех обхитрил, наговорив в интервью кучу интересного про open world, но по сути мы получили такой обрезок полноценной игры. Есть карта (она не то, чтобы большая, проехать её на машине из конца в конец можно минуты за четыре) на которой расположена военная база. Ваша задача — добраться до пленников (Чико и Паз из MGS:PW), вытащить их на себе до ближайшего места, куда можно вызвать вертолёт (таких мест немного и они раскиданы по всей базе), сесть в него и улететь смотреть финальный ролик в котором Кодзима два раз изменит здравому смыслу и оставит, как сейчас говорят, plot twist (говоря, по-русски — ВОТ ЭТО ПОВОРОТ).  Ждите, мол, следующей серии и не переключайте канал.

Всё, больше, в игре ничего нет. Ах-да, можно вернутся на эту же базу (карта в игре одна единственная) в разное время суток и попробовать решить пару десятков заданий, например «убей пять охранников незаметно за 3 минуты», «доберись с одного конца карты на другой в грузовике», «дойди до тюрьмы никого не убив». То есть примерно всё то же самое, что было VR Missions старых MGS — набор каких-то паззлов, которые надо решать вовсю эксплуатируя механику игры.

Может ли это приносить удовольствие? Наверное да, но механика тут полностью поменялась и теперь это похоже на Splinter Cell: Blacklist — если Снейка случайно заметят включается киношное слоу-мо, позволяющее либо спрятаться, либо расстрелять охранников до того как они поднимут тревогу — это упрощает игру для новичков, но это уже что угодно, но не Metal Gear.  Роднит со Splinter Cell’ом и местный CQC, который теперь исполняется не сложным сочетанием кнопок геймпада, которому по-настоящему надо было учится (см. MGS3), а простым нажатием одной единственной кнопки — после этого можно выбрать что делать с пойманным в захват охранником — придушить, убить или допросить. Допросы практически не нужны, да и сделаны исключительно для галочки.  Задушевных разговоров по кодеку тоже нет — в любой момент игры вы можете навести прицел или бинокль на что угодно и нажать L2 для того, чтобы Миллер (партнер Big Boss’а со времён MGS:PW) сказал что он думает по этому поводу («Снейк это охранник, осторожней, Снейк!») и может быть даст подсказку что делать дальше.

mgsgz5

Самое смешное, что как игра MGSV:GZ довольно хороша — Снейк отлично управляется, графика так вообще лучшее что вы увидите на старых консолях в этом году — как это удается Konami год за годом на железе семилетней давности, совершенно не ясно. При этом «металгир» потерял часть своего шарма — если помните, Андрей Подшибякин в рецензии на Афише как-то писал что MGS это «очень японская игра». И так оно и было  — все эти отсылки к японской культуре, гомоэротические позы пожилых оперативников на среднем востоке, весь происходящий в серии бред, наномашины, которые призваны закрывать дыры в сюжете, всему этому не хватало целостности с западной точки зрения. MGSV:GZ — это первый «металгир» который сделан с оглядкой на западного игрока, который возможно в первые игры серии и не играл вовсе. Сюжет стал «взрослее», в нём поднимаются многие, ранее не обсуждавшиеся и довольно не однозначные темы. Голос Кифира Сазерленда, озвучивавший на сей раз Снейка (вместо привычного Девида Хейтера), намекает на типичного такого ЦРУшника из голливудских фильмов (см. сериал «24»), чтобы западному игроку было удобней и понятней понять персонажа. Наконец-то можно управлять автомобилями, водить БТРы и грузовики. Нам дают песочницу, проходить которую можно любым способом, даже стелс стал не особо важен — выбраться из передряги можно и перестреляв всех подряд. Что происходило в серии до этой игры абсолютно не важно — сюжетный plot twist развязал Кодзиме руки. Если хотите это даже не полноценная пятая часть — это такой перезапуск франшизы и то что мы перед собой видим в Ground Zeroes — это первая часть, тот самый 40-минутный эпизод с танкером, а полноценная игра выйдет, когда она выйдет.

Стоит ли в это играть? Если вы фанат MGS — скорее всего да, посмотреть куда занесло Кодзиму на сей раз. Киношных вставок теперь меньше (а в Phantom Pain их количество хотят существенно сократить — про часовую концовку можно забыть), игра теперь стала больше про геймплей, а не видеоролики. Если вы не фанат — тоже да, потому что за маленький прайс вы получаете возможность сравнить свои впечатления и понять стоит ли ждать Phantom Pain или можно обойтись Splinter Cell’ом. Но в любом случае, Ground Zeroes это самый неоднозначный Metal Gear во всей серии.

PS: Отдельно хочется «похвалить» русский перевод, где прямо на главной заставке написано «нажмите кнопка start». Такое ощущение что посадили японца за гугл.транслейт и он напереводил. А процесс контролировала одна, хм, дама. Возможно всё поправят патчами, но что-то я сомневаюсь.

7 из 10